Индикаторы риска, дающие основания для внеплановых проверок лицензиатов по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности
Сейчас отменены плановые проверки в отношении лицензиатов по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности. Есть только внеплановые проверки и подтверждение соответствия лицензионным требованиям.
Основанием для внеплановой проверки может быть нарушение лицензиатом одного или нескольких индикаторов риска.
Индикаторы риска — это некие маркеры для инспекторов МЧС России, сигнализирующие о возможных нарушениях лицензионных требований у лицензиатов. По индикаторам риска МЧС России вправе обратиться в прокуратуру для согласования внеплановой проверки в отношении лицензиата.
Перечень индикаторов риска установлен Приказом МЧС России от 29 сентября 2021 г. № 641. С 8 июля 2023 в данный приказ внесены дополнительные индикаторы риска Приказом МЧС России от 19 мая 2023 г. № 480. В статье рассмотрим какие теперь индикаторы риска и что они означают.
Индикаторы риска, действующие с 1 мая 2022 года
С 1 мая 2022 года по 8 июля 2023 было только 3 индикатора риска в приказе МЧС России от 29 сентября 2021 г. № 641.
1) Поступление в лицензирующий орган уведомления о выполняемых работах (оказываемых услугах), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата в случае использования его места осуществления лицензируемого вида деятельности в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности иным лицензиатом и при отсутствии заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи со сменой места осуществления лицензируемого вида деятельности;
В чем суть. МЧС из уведомления о работах узнали, что лицензиат поменял место осуществления деятельности, но не внес эти изменения в лицензию. Это основание для внеплановой проверки.
2) Поступление в лицензирующий орган уведомления о выполняемых работах (оказываемых услугах), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата, оборудование которого имеет идентифицирующие признаки (наименование, марка, заводской (серийный) номер, производитель) и принадлежит на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, иному лицензиату;
В чем суть. МЧС из уведомления о работах узнали, что одно и то же оборудование используют несколько лицензиатов. Например, договор аренды на одно и то же оборудование заключен на один и тот же срок у нескольких лицензиатов — это основание для внеплановой проверки. Или, например, у одного лицензиата оборудование в собственности, а другой лицензиат арендует это же оборудование и указывает в уведомлении о работах — это также основание для внеплановой проверки.
3) Поступление в лицензирующий орган уведомления о выполняемых работах (оказываемых услугах), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата, работник которого, ответственный за осуществление лицензируемого вида деятельности, заявлен в качестве такого работника иного лицензиата
В чем суть. МЧС из уведомления о работах узнал по СНИЛС, что один и тот же ответственный за лицензируемые виды деятельности заявлен у двух разных лицензиатов. Это нарушение требования п.4 в) Постановление Правительства РФ от 28.07. 2020 г. № 1128.
Новые индикаторы риска, вступающие с 8 июля 2023 года
С 8 июля 2023 в вышеупомянутый Приказ МЧС России от 29 сентября 2021 г. № 641 добавлено 3 новых индикатора риска Приказом МЧС России от 19 мая 2023 г. № 480.
4) Отсутствие у лицензирующего органа уведомлений о выполняемых работах (оказываемых услугах), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата в течение календарного года, но не ранее одного календарного года со дня получения лицензии, прохождения процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям или подачи такого уведомления;
В чем суть. Например, если лицензиат получил лицензию 15 января 2023 и до 15 января 2024 года не подал ни одного уведомления о работах — может быть внеплановая проверка. Другой пример: лицензиат давно имеет лицензию, не подал ни одного уведомления с 1 января 2024 по 31 декабря 2024 — это повод для внеплановой проверки в 2025 году, но если лицензиат прошел подтверждение соответствия лицензионным требованиям в 2024 — внеплановой проверки не будет.
5) наличие информации у лицензирующего органа о работнике в штате у лицензиата, выполняющем работы (оказывающим услуги), составляющие лицензируемый вид деятельности, заключившем в течение календарного года пять и более трудовых договоров с лицензиатами, зарегистрированными в субъектах Российской Федерации, не имеющих общих административных границ;
В чем суть. МЧС из уведомления о работах узнали по СНИЛС, что у лицензиата в штате есть сотрудники, которые в течение календарного года успели поработать в штате у 5 других лицензиатов с разных регионов России. Например, сотрудники заключали трудовые договора с разными лицензиатами в Калининграде, Москве, Уфе, Сочи, Магадане в период с 1 января 2024 по 31 декабря 2024.
6) наличие информации у лицензирующего органа о трех и более ложных срабатываниях систем пожарной автоматики в течение тридцати календарных дней после дня окончания работ по монтажу таких систем или их элементов и до истечения срока его гарантийного обслуживания или в течение тридцати календарных дней после начала и до дня окончания работ по техническому обслуживанию или ремонту таких систем или их элементов.
В чем суть. Лицензиат провел монтаж или ТО или ремонт систем пожарной автоматики. После этого в течение 30 календарных дней случилось 3 ложных срабатывания. МЧС узнали об этом, это основание для внеплановой проверки.
Индикаторы риска касаются всех лицензиатов
Все 6 индикаторов риска касаются всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Неважно, когда вы получили лицензию МЧС, сколько в ней видов работ — индикаторы риска касаются всех лицензиатов.
Важно, чтобы руководитель и ответственный за лицензируемые виды деятельности внимательно изучали нормативную базу и постоянно следили за ее изменениями, а также контролировали качество выполняемых работ и услуг своими сотрудниками, чтобы не нарушать лицензионные требования и не давать основания для внеплановых проверок.
МЧС России, в свою очередь, с помощью индикаторов риска пытается направить лицензиатов в сторону добровольного соблюдения установленных требований, при этом уходя от поголовных проверок как добросовестных, так и недобросовестных исполнителей услуг.